Сообразить на двоих - Юридическая группа EUCON

Мы используем файлы cookie для нашего веб-сайта. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookie.

Публикации

Сообразить на двоих

Проблема заработных плат «в конвертах» и нелегального трудоустройства не нова для рынка труда Украины. Решая проблему неофициальных заработков и занятости, правительство страны делает определенные шаги, пытаясь создать стимулы для легализации зарплаты и усилить ответственности за не регистрацию рабочих мест.

Одним из таких шагов является разработка трех проектов Законов Украины:

а) О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно минимальных размеров оплаты труда и гарантий их обеспечения), назовем его условно Законопроект о минимальной зарплате;

б) Об ответственности предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, физических лиц-предпринимателей и других субъектов предпринимательской деятельности, в сфере труда — Законопроект об ответственности за нарушения трудового законодательства;

в) О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде — Законопроект об усилении ответственности за нарушения трудового законодательства.

Принятие этих нормативных документов, по мнению правительства, может исправить положение с заработными платами «в конвертах». Проанализируем, так ли это?

 Обесценивание квалификации

 В первую очередь Законопроект о минимальной зарплате дает новое определение термина «минимальная заработная плата», которое является менее четким, чем то, которое содержится в статье 95 действующего Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. Так, согласно упомянутому законопроекту под минимальной заработной платой следует понимать установленный законом размер заработной платы за полный рабочий месяц (час), независимо от вида работ, квалификации работников, количества и вида составляющих вознаграждения за работу. При определении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

 Необходимо обратить внимание, что уточнения, присутствующего в статье 95 КЗоТ Украины «плата…за простой, неквалифицированный труд» в предложенном законопроекте уже не предусмотрено. Более того, определение, изложенное в Законопроекте о минимальной зарплате, противоречит закрепленному в статье 1 Закона Украины «Об оплате труда», которое констатирует, что размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, в случае принятия соответствующих изменений, разницы по оплате за квалифицированный и неквалифицированный труд не будет.

Также указанными законопроектами предлагается внести изменения в структуру минимальной заработной платы. Так, если заработная плата работника, который выполнил месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, владелец или уполномоченный им орган осуществляет доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.

Законопроект о минимальной зарплате вводит новый термин – «гарантированная заработная плата», который подразумевает под собой установленный Кабинетом Министров Украины (КМУ) минимальный размер жалования работников соответствующих профессионально квалификационных групп, которые работают на предприятиях, учреждениях, организациях бюджетной сферы, которые не входят в сферу действия отраслевых соглашений и является обязательным для применения при заключении коллективных договоров, трудовых соглашений.

Возникает логичный вопрос, чем будет руководствоваться КМ Украины, принимая решения об установлении тех или иных размеров гарантированных заработных плат? Более того, в Законопроекте о минимальной зарплате отсутствует определение термина «квалификационная группа», не указано, по какому признаку будет происходить деление по группам и какова должна быть разница между размерами минимальной заработной платы работников разных квалификационных групп.

Также Законопроект о минимальной зарплате предлагает внести изменения в статьи 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда». Так, из статьи 9 указанного закона может быть исключена норма о том, что минимальная заработная плата устанавливается в размере, не ниже размера прожиточного минимума для работоспособных лиц. А из статьи 10 – норма  о  невозможности уменьшения минимальной заработной платы в случае уменьшения размера прожиточного минимума для работоспособных лиц.

В свою очередь, в Законопроекте о минимальной зарплате есть привязка к прогнозным индексам потребительских цен на следующий год. Так, если таковой будет менее 105 процентов – устанавливается один срок внедрения нового размера минимальной заработной платы: с 1 января. Если же прогнозный индекс потребительских цен на следующий год составит или превысит 105 процентов, будет назначено два срока внедрения нового размера минимальной заработной платы: с 1 января и с 1 июля.

Такие ограничения относительно сроков внедрения нового размера минимальной заработной платы и исключение вышеуказанных норм из статей 9, 10 Закона «Об оплате труда»  нарушат конституционное предписание о запрете сужать содержание и объем прав человека, поскольку таким образом повышение размера минимальной заработной платы до наступления определенных дат  (даже при наличии в бюджете соответствующих средств) не будет предусмотрено.

Кроме того, в Законопроекте о минимальной зарплате закреплены нормы о том, что Государственная инспекция Украины по вопросам труда, Пенсионный фонд Украины и его органы, органы Государственной налоговой службы, финансовые органы, профессиональные союзы и другие органы (организации), которые представляют интересы наемных работников, будут осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об оплате труда. То есть разные по своей природе контролирующие органы будут иметь одинаковые полномочия, что может привести к проведению дублирующих проверок, увеличению нагрузок на бухгалтерские службы, увеличению количества жалоб на действия или бездействия должностных лиц проверяющих органов.

 Ужесточение санкций

 Что касается ответственности за нарушение в сфере труда, Законопроект об усилении ответственности за нарушения трудового законодательства предлагает значительно ужесточить административную и уголовную ответственность. Однако в предложенных изменениях не учитывается необходимость введения справедливого соотношения между размером дохода и размером штрафов. Кроме того, затронутые вопросы, уже регулируются действующим законодательством, поэтому непонятно зачем принимать отдельный закон, если можно внести изменения в существующее.

Противоречивыми являются и предложенные дополнения к статье 172 Уголовного кодекса об ответственности за неоформление трудовых отношений в случае фактического допуска сотрудника к «работе». За это правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения штрафа от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ сроком до двух лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Но, при этом, субъект законодательной инициативы не учел в указанном законопроекте того, что действующим законодательством не урегулированная процедура фактического допуска сотрудника к работе, что может быть причиной возникновения споров.

Законопроект об усилении ответственности за нарушения трудового законодательства содержит положение, согласно которому можно будет привлечь к административной ответственности работника за фактическое выполнение им трудовых обязанностей без оформления трудовых отношений. Таким способом государство фактически перекладывает часть ответственности за нарушение трудового законодательства с работодателя на работника, однако никоим образом не решает проблему нелегального трудоустройства и заработной платы в «конверте».

И последним непонятным предложением является норма, закрепленная в Законопроекте об ответственности за нарушения трудового законодательства. Указанная норма закрепляет за органами исполнительной власти по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде полномочия самостоятельно накладывать административные штрафы на работодателей. Это противоречит действующему законодательству, поскольку штраф накладывают исключительно суды.

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что новшества, внесенные законопроектами, не направлены на ликвидацию нелегального трудоустройства или теневой выплаты заработной платы. Для того, чтобы искоренить желание работодателей платить две заработные платы: одну – официальную, а другую, – «в конверте», государство должно позаботиться об экономических стимулах и уменьшении налоговой нагрузки на работодателей. А, ужесточение мер наказания может привести лишь к решению проблемы наполнения бюджета.

 

Евгений Петренко – начальник отдела судовой практики Международный правовой центр «EUCON»

Источник: газета «Юридическая практика» №23 от 07.08.12г. http://yurpractika.com/article.php?id=100104893

Связаться с нами

Отправить запрос