Документация по трансфертному ценообразованию - с чего начинать? - Юридическая группа EUCON

Мы используем файлы cookie для нашего веб-сайта. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookie.

Публикации

Документация по трансфертному ценообразованию — с чего начинать?

Соответственно по ст. 39 НКУ Документация по трансфертному ценообразованию это совокупность документов или единый документ, составленные в произвольной форме, который должен содержать определенную информацию, которая бы обосновывала уровень цен в контролируемых операциях. И если перечень необходимой информации НКУ устанавливает, то любые рекомендаций на счет содержания и порядка или последовательности подготовки налогоплательщики НЕ получил.

Специалисты Международного правового центра EUCON, работающий над подготовкой документаций, не первый год, организовали свою работу в пределах следующих этапов:

1. Идентификация и анализ контролируемых операций

Этап включает расчет стоимостного критерия, выявление контролируемой операций, оценку их количества, сложности. Этап даст возможность оценить объемы работ и количество нужного времени на анализ.

2. Планирование объема документации и времени на ее подготовку, распределение задачи.

В Украине не установлен критерий соответствия сложности операции — до объемов документации, но рекомендую принимать во внимание, что детальность, основательность документации зависит от сложности операции. Но критерии существенности можно определить собственным регламентом, например стоимостные. Если предприятие имеет с контрагентом одну операцию на 200 млн. грн и одну на 20 тыс. грн., то конечно первая является более существенной.

3. Определение основных характеристик сферы деятельности налогоплательщика и товаров (работ, услуг), что является предметом контролируемой операции; факторов, что воздействуют на формирование цены;

Осуществляется анализ рынка, тенденций его развития, уровня конкуренции, наличия государственного регулирования.

Результатом проведенного анализа на этом этапе должны быть установлены основные критерии сопоставимости, согласно которым будет осуществляться поиск сопоставимых операций или лиц (компаний).

4. Функциональный анализ

Это ключевой этап. Анализируем и описываем функции сторон операции, риски, которые они несут, активы, которые используют. Результатом функционального анализа будет вывод / классификация сторон операции. Например: Производитель, Дистрибьютор с ограниченным набором функций, Комиссионер с минимальным набором функций …

5. Выбор стороны, которая исследуется

Проводится в соответствии с предварительным анализом. Во время выбора мы оцениваем,  на счет какой стороны применение метода будет возможно и наиболее обоснованным, для которой стороны можно найти сопоставимые операции или сопоставимые лица, какая сторона выполняет маленькая сложные функции, несет меньший риск, не обладает объектами нематериальные блага, что значительно воздействуют на уровень рентабельности.

6. Выбор сопоставимых операций / компаний и метода ценообразования с учетом возможностей применения источников информации

Обычно начиная с оценки возможности применения первого метода мы анализируем наличие собственных операций налогоплательщика с несвязанными контрагентами или наличие таких операций у другой стороны операции.

7. Экономический анализ

Расчет диапазонов, сравнение проводиться также в рамках этого этапа.

8. Документирование

Этот этап предполагает систематизацию и непосредственное описание всей работы, что проводилась в рамках экономического анализа контролируемой операции.

При подготовке качественной документации по трансфертному ценообразованию обязательно необходимо учитывать следующее:

— документация должна содержать описание подходов к выбору метода с учетом приоритетности их применения. Обязательно должны быть указаны основания отказа от того или иного метода.

Например: нельзя применить метод чистой прибыли (который является четвертым) и не обосновать почему мы не смогли применить три предыдущих.

— необходимо осуществлять обоснование выборы сопоставимых операций или лиц и приводить критерии согласно которым осуществлялось сопоставление.

— рассчитаны диапазоны цен / рентабельности, которые быть стойкими. Для того чтобы они были стойкими в них должно быть достаточно значений, а между значениями желательно чтобы имели место небольшие разрывы.

— документация складывается на государственном языке. А в случае представления документов на иностранном языке (например политики ТЦО группы), одновременно необходимо подавать перевод таких материалов.

— в случае если налогоплательщик принадлежит к группе компаний обязательно при проведении анализа необходимо учитывать положения внутригруппового регламента и все принятые им оговорки.

Наша компания активно работает на украинском рынке услуг в сфере трансфертного ценообразования уже третий год и мы уверены в том, что лишь подготовка качественной документации смогут защитить налогоплательщика от претензий контролирующих органов. Об этом свидетельствует и практика первых проверок, ведь все доначисления осуществляются по последствиям недостаточных обоснований и ошибок, которые допустили налогоплательщики в том числе в документации.

Источник: The Ukrainian Journal of Business Law

Связаться с нами

Отправить запрос