Реформа и беспорядок

Обыкновенный интерес к Украине, как среде инвестирования в условиях предшествующих футбольных событий, безусловно, возрастает. Однако построить стадионы и подправить дороги далеко не основное что нужно сделать в условиях «повышенного внимания». В последнее время у инвесторов растет спрос на услуги консалтинга в вопросах инвестиционного климата на Украине. Это свидетельствует о первых шагах на пути к инвестированию. В международной практике в таких случаях в поле зрения иностранного бизнеса попадают новые инвестиционные проекты, приоритетные направления развития экономики, снижение налоговой нагрузки в определенных отраслях. Проанализировав отечественное законодательство, которое оказывает определяющее влияние на инвестирование, тяжело сказать, что предлагает инвестору Украина.

Привлекательные направления.

Налоговый кодекс (НК) Украины предусматривает отдельные преференции для стратегических отраслей. Так, согласно статье 154 НК Украины освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятия топливно-энергетического комплекса, сферы коммунальных услуг и образования в пределах фактических расходов, которые не превышают общую годовую сумму, предусмотренную утвержденными инвестиционными проектами. Целый ряд льгот предусмотрен для предприятий, внедряющих у себя на производствах энергоэффективные технологии. Льготы по налогу на прибыль, установленные Переходными положениями НК Украины, делают привлекательными для инвестиций ряд отраслей. К ним относятся: альтернативная энергетика (производители биотоплива, тепловой и/или электрической энергии, которая производится с использованием биологических видов топлива, техники, устройств для производства и/или реконструкции технических или транспортных средств, которые потребляют биотопливо освобождены от уплати налога на прибыль до 1 января 2020 года); добыча и использование газа (метана) (освобождение также действует до 1 января 2020 года); издательская деятельность; кинематограф; судостроение; самолетостроение (освобождены до 1 января 2021 года) и некоторые другие. Анализ статьи 197, Подраздела 2 Переходных положений НК Украины, которые устанавливают налоговые льготы по уплате налога на добавленную стоимость, позволяет сделать вывод о привлекательности для инвесторов все тех же отраслей хозяйствования. Однако практика показывает, что инвестиции будут направляться туда, куда удобно, безопасно и выгодно иностранному инвестору. Отчасти из-за этого украинский кинематограф, альтернативная энергетика и иные сферы не пользуются значительным спросом у инвестора. Делаем вывод: позиционированные направления развития экономики страны, в частности, сельское хозяйство, пищевая промышленность, не могут быть инвестиционно-привлекательны без соответствующих налоговых преференций (в частности нормативных). Кроме того, немаловажно насколько привлекательной (а в первую очередь простой и прозрачной) покажется инвестору система администрирования налогов на Украине. Безусловно, Государственная налоговая служба Украины (ГНС) делает сейчас в этом направлении немало, пытаясь фискальную направленность перевести в русло сервисного органа. Среди последних таких действий ГНС следует упомянуть, что 30 мая с.г. запущена система бесплатной выдачи электронных ключей ГНС, которая направлена на создание условий для привлечения плательщиков налогов к переходу на подачу отчетности в электронном виде. Во-вторых, положительный эффект имеет обнародование базы таможенной стоимости товаров, что привнесло прозрачность в процедуру определения такой стоимости органами ГНС. Думаю, не стоит в очередной раз говорить об уже освещенных в СМИ достоинствах нового ТК Украины. Посмотрим, как изменится ситуация, когда положения кодекса начнут применять на практике и насколько это улучшит положение инвестора.

Повестка дня: инвестиционные изменения.

 Максимальное наполнение доходной части государственного бюджета – вероятно не первоочередное следствие необходимых изменений в сфере инвестирования. Такое наполнение будет иметь место, однако позже – после вложения, оборота инвестиций. Именно такая стратегия лежит в основе реформирования инвестиционного законодательства европейских государств. Почему бы не попробовать реализовать широко известные и понятные иностранному инвестору проекты , базирующиеся на конструкциях lease — back ( покупка с последующей сдачей в аренду недвижимости, в частности для туристических целей), safe harbor lease (аренда для перевода налоговых льгот права собственности от арендатора, который не может ими воспользоваться, к арендодателю, который может использовать такие льготы) и других? Такие проекты станут привлекательны не только для иностранных инвесторов, но и будут способствовать инвестиционной активности наших сограждан. Вопрос реформирования инвестиционного законодательства зависит больше от реформирования корпоративного, гражданского, хозяйственного, налогового законодательства, нежели от внесения изменений в сам Закон «О режиме иностранного инвестирования». Несовершенство указанного законодательства, а также практики его применения влечет за собой наличие необоснованно емких процедур, возможность злоупотреблений и, в частности, недобросовестных поглощений, что и отпугивает инвесторов. Давно пора запускать предусмотренный и действующий на Украине (пока только на уровне научных работ) механизм правоотношений доверительной собственности в его классическом понимании. Это предоставит определенные гарантии контроля над активами и их защиты в целом. Тем не менее, Государственно е агентств о по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины продолжает усиленно работать над проектом Инвестиционного кодекса. Уже подготовлен законопроект «О национальных проектах Украины». Примем очередной закон или кодекс и … хлынут в Украину инвестиции.

Татьяна Самсина — адвокат, старший партнер Международного правового центру «EUCON»

 Источник: газета «Юридическая практика» № 24 от 12 июня 2012 года,  http://yurpractika.com/article.php?id=100104474

Партнерство

Награды