New Tax Legislation: Transfer Pricing Novelties

Не так давно налоговое законодательство Украины пополнилось нормами о трансфертном ценообразовании. Цель нового законодательства – внедрение системы налогового контроля за ценами в договорных отношениях между связанными лицами, а также с нерезидентами. Теперь в операциях, которые будут признаны контролируемыми, для целей налогообложения должны применяться обычные цены.

В соответствии с новой редакцией статьи 39 Налогового кодекса Украины контролируемыми операциями  являются  хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками:

Со связанными лицами- нерезидентами;

Со связанными лицами резидентами, которые :

— Задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий отчетный год ;

— Применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало отчетного года ;

— Уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по ставке, которая отличается от базовой, по состоянию на начало отчетного года;

— Не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало отчетного года.

Кроме этого контролируемыми являются операции с нерезидентами,  в случае если такой нерезидент зарегистрирован в государстве, в котором ставка налога на прибыль(корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже чем в Украине,  либо если нерезидент уплачивает налог на прибыль у себя в стране по ставке ниже на 5 и более процентов.  Перечень таких государств утвержден Кабинетом Министров Украины.

Все вышеперечисленные операции признаются контролируемыми при условии, что общая сумма операций осуществленных налогоплательщиком с каждым контрагентом равна либо превышает 50 миллионов гривен (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год.

Для  расчета стоимостного критерия необходимо учитывать операции покупки/продажи товаров, работ (услуг), а также суммы кредита, депозита, займа, процентов по таким кредитам, депозитам, займам, суммы возвратной финансовой помощи, стоимость товара по договорам комиссии, поручительства, агентским и другим аналогичным договорам, суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, стоимость инвестиций. Считать объемы контролируемых операций необходимо по договорным, а не по обычным ценам. А если в отчетном периоде у налогоплательщика с отдельным контрагентом были операции как покупки так и продажи, то по таким операциям необходимо рассчитывать суммарное значение. В случае возврата продавцу ранее полученного товара в течение одного отчетного периода сумму такого возврата при расчете стоимостного критерия необходимо будет отнимать . Если возврат товара осуществляется в следующем календарном году, стоимость возврата не учитывается при расчете и не уменьшает стоимость других операций.

Для определения обычной  цены в контролируемых операциях используются следующие методы :

— Метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

— Цены перепродажи;

— «Затраты плюс»;

— Чистой прибыли;

— Распределения прибыли.

Налогоплательщик может использовать любой метод, который он обоснованно считает приемлемым, однако в случае, когда существует возможность применения метода сравнительной  неконтролированной цены (аналогов продажи) и любого другого метода, применяется метод аналогов продажи. Практика показывает, что этот метод дает наиболее точные результаты, и поэтому установлена его приоритетность.

В зависимости от выбранного метода определения цены  плательщикам налогов необходимо рассчитывать рыночный диапазон цен либо рыночной диапазон рентабельности. Для расчета этих показателей используется информация из сопоставимых операций, а порядок расчета утверждается Кабинетом Министров Украины.

В качестве источников информации о сопоставимых операциях могут использоваться официально признанные источники, перечень которых установлен Кабинетом Министров Украины.  В случае отсутствия либо недостаточности в них необходимой информации плательщики налогов могут использовать другие публичные и общедоступные источники.

Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год. Налогоплательщики должны подавать отчет о контролируемых операции до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме .

На запрос контролирующего органа с целью обоснования уровня договорной цены  необходимо будет подавать документацию по контролируемым операциям.  Запрос может направляться не ранее  01 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая операция была проведена.  Документация по отдельным контролируемым операциям составляется в произвольной форме, однако документация крупных  плательщиков налогов должна содержать   перечень обязательной информации. Не крупные плательщики налогов одновременно с документацией подают еще и первичную документацию.

Проверка контролируемых операций будет проводится должностными лицами территориального налогового органа, но возглавляется она должностным лицом центрального органа.  Продолжительность проверок контролируемых операций не должна превышать шести месяцев. И на такой же срок, при наличии определенных обстоятельств, проверка может продлеваться.

Крупные налогоплательщики вправе заключить соглашение о согласовании цен в контролируемых операциях с Министерством доходов и сборов . Предметом согласования может быть — перечень товаров (работ , услуг) их цена, перечень источников информации, срок на который осуществляется такое согласование .

За нарушение законодательства в области трансфертного ценообразования установлены  штрафы :

5 процентов общей суммы контролируемых операций — в случае непредоставления отчета о контролируемых операциях ;

100 размеров минимальной заработной платы — в случае непредоставления документации по контролируемым операциям .

Штрафные санкции за нарушение норм трансфертного ценообразования, совершенные в период с 1 сентября 2013 по 1 сентября 2014 года, применяются в размере 1 гривна за каждое нарушение. Но это не касается штрафов за неподачу отчета и документации .

Временно, до 1 января 2018, установлены отдельные правила определения обычной цены для операций с нерезидентами из низконалоговіх юрисдикций по импорту/экспорту следующих товарных позиций: зерновые культуры, масла, продукты неорганической и органической химии, черные металлы, изделия из черных металлов.

Обычная цена на такие товары по решению налогоплательщика может определяться следующим образом :

В случае если товары котируются на бирже — на уровне биржевых цен, если не котируются на уровне справочных цен, опубликованных в специализированных коммерческих изданиях . При этом такие цены могут быть :

уменьшены не более чем на 5 процентов — в случае реализации товаров ;

увеличены не более чем на 5 процентов — в случае приобретения товаров .

Если в таких источниках информации содержатся сведения о диапазоне/интервал цен, для определения обычной цены применяется максимальное значение диапазона/интервала — в случае приобретения товаров и/или минимальное значение диапазона/интервала — в случае реализации товаров .

Если в случае применения специальных правил (описанных в пункте 1) цена товарных позиций в контролируемой операции будет меньше , чем обычная цена (в случае реализации товаров ), и / или больше обычной цены (в случае приобретения товаров ) , налогоплательщик имеет право :

— Самостоятельно (не позднее 1 мая года, следующего за отчетным) определить и уплатить налоговые обязательства исходя из обычной цены, и предоставить в налоговый орган, копии первичных документов, подтверждающих осуществление контролируемой операции, в частности договор, спецификации, грузовые таможенные декларации, товарно-транспортные накладные , инвойс , документ , подтверждающий отгрузку и/или получение товаров , а также источник информации на базе которого проводилось определение обычной цены. При этом такой плательщик освобождается от уплаты штрафных ( финансовых) санкций и / или пени ;

— Применить любой из методов ценообразования, предусмотренных пп.39.3.1 Налогового кодекса Украины . При этом необходимо будет дополнительно подать контролирующему органу копии контрактов (договоров ) между таким контрагентом и последующим получателем товаров (если получатель не является связанным лицом контрагента контролируемой операции и/или плательщика налогов).

Поскольку законодательство о трансфертном ценообразовании новое для наших плательщиков налогов и практика его применения только вырабатывается, думаю, что без судебных споров не обойдется. И основанием для них будут не только доначисления налоговых обязательств в результате несоответствия уровня договорных цен, но и сам факт признания операций контролируемыми. У многих плательщиков налогов существуют проблемы с установлением полного перечня связанных лиц, поиском сопоставимых операций, выбором метода ценообразования. Международный правовой центр EUCON, учитывая тенденции современной налоговой политики, создал отдельную практику трансфертного ценообразования, включив в состав специалистов помимо аудиторов и оценщиков еще и адвокатов. Так что наши клиенты получают полный комплекс услуг в этой сфере – от разработки внутренней политики и подготовки документации до защиты интересов в процессе обжалования решений. Кроме того усилиями двух компаний Международный правовой центр EUCON и Международный аудиторский союз создана и работает Школа трансфертного ценообразования, в рамках деятельности которой проводится обучение руководителей бухгалтерских и финансовых служб.

Источник:http://ukrainianlawfirms.com/2014/ 

Партнерство

Награды