Меры по деофшоризации в Украине

Как вы знаете, война с оффшорами в мире активизировалась  после финансового кризиса 2008 года. Был разработан ряд инициатив: и  отдельными государствами и международными  сообществами. Основной упор делался на   борьбу с уклонением от уплаты налогов, обмен налоговой и финансовой информацией, прозрачность, раскрытие бенефициаров.

Основными инициативами по деофшоризации на уровне мирового сообщества являются меры по обмену информацией (Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters)   и BEPS — Base Erosion and Profit Shifting,  который  многие специалисты, называют наиболее фундаментальными изменениями  в международных налоговых правилах.  В 2015 году осенью этот план был одобрен странами  большой двадцатки. 4 пункта плана (из 15) посвящены трансфертному ценообразовании. К  Конвенции на текущий момент  присоединилось  103 государства, в т.ч. и Украина. Однако механизмы обмена предусматривают наличие двусторонних либо многосторонних соглашений. На данный момент разработано Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене, его подписало по последней информации 83 юрисдикции. Украина пока только планирует такое подписание.

Также  нельзя не упомянуть показательные налоговые разбирательства  — в т.ч. с крупными корпорациями (последнее с Аррle в Ирландии),  скандал с Панамскими бумагами, которые направлены на то,  чтобы заставить транснациональные компании платить налоги.

Безусловно,  Украина,  не является членом ОЭСР и не входит в группу G20. Однако остаться в стороне от этих, набирающих обороты, процессов нам просто не позволят.

Что работает в качестве мер по деофшоризации сегодня :

  1. С 01.09.2013 действует налоговое законодательство в сфере ТЦО

— контролируемыми считаются операции со связанными лицами нерезидентами, нерезидентами из Перечня низконалоговых юрисдикций, утвержденного КМУ, продажа товаров через комиссионеров-нерезидентов.

  1. Действует ограничение на операции с оффшорами (пп.140.5.4 НКУ, согласно которого финансовый результат отчетного периода увеличивается на 30% стоимости приобретенных у таких нерезидентов товаров, работ, услуг); другими словами на расходы относится только 70% стоимости.

Уже есть прецеденты доначислений по этой статье.

Кстати,  согласно последнему абзацу этой статьи такую корректировку можно не проводить если у плательщика налогов цена в операции обоснована по правилам трансфертного ценообразования, т.е. в документации.

  1. Работает пп.140.2 НКУ (правило «тонкой капитализации»).

Сейчас это правило предполагает, что плательщик, у которого сумма долговых обязательств перед связанными лицами-нерезидентами превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 случае (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью — более чем в 10 раз), увеличивает финансовый результат к налогообложению на превышением начисленных в бухгалтерском учете процентов над 50 процентами показателя суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и амортизационных отчислений.

  1. Действует Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов(информации) о финансовых операциях и их участниках, утвержденное 15.08.2016 г. Постановлением правления НБУ №369.

Согласно этого документа участник финансовой операции имеющий регистрацию в государстве, отнесенном Кабинетом Министров Украины в перечень офшорных зон/низконалоговых юрисдикций проходит дополнительную проверку банка.

Банк может проверять  документы по структуре собственности, конечных бенефициарных собственников, содержание деятельности сторон операции, источники происхождения средств и прочее.

  1. Внесение в единый государственный реестр информации о конечном выгодоприобретателе юридических лиц и конечных выгодоприобретателях его учредителя (Закон Украины от10.2014 №1701-VII.

Курс на  деофшоризацию декларируют сегодня Президент Украины и правительство.

Цель, которую планируется достичь  — улучшение инвестиционного климата и противодействие уклонению от уплаты налогов.

Для достижения запланировано:

— Подготовка законопроектов о деофшоризации украинской экономики;

-Присоединение Украины к многостороннему соглашению об обмене финансовой  и налоговой информацией;

-Постепенный пересмотр двусторонних соглашений Украины об избежании двойного налогообложения в соответствии с принципами ОЭС

—  Совершенствование законодательства в сфере трансфертного ценообразования .

Сегодняшняя наша работа показывает, что бизнес начинает осознавать неизбежность перемен  и то, что  всевозможные схемы налоговых оптимизаций вскоре канут в лету. Сегодня есть большой спрос на снятие рисков, связанных с  непрозрачными структурами и  специалисты EUCON уже многим компаниям помогли внести изменения в модель деятельности. Думаю, что  своевременно проведенные  корректировки помогут многим сохранить конкурентные преимущества  на рынке в условиях жесткого регулирования.

Источник: The Ukrainian Journal of Business Law,  октябрь 2016г.

Партнерство

Награды