BEPS попутал - EUCON legal Group

We use cookies for our website. By continuing to browse the site, you agree to our use of cookies.

Publications

BEPS попутал

GT_1_15_Romanchuk_GEX_0264

Мировые тенденции в налогообложении, такие как деофшоризация и реализация положений плана BEPS, задают вектор развития украинского налогового законодательства. Об актуальных тенденциях в этой сфере и сложностях имплементации Плана BEPS в законодательство Украины мы говорили с Ярославом Романчуком, управляющим партнером EUCON Международный правовой центр.

— За последние несколько лет мировые налоговые тенденции вывели тему деофшоризации на первый план. Причем Украина не стала исключением. Почему так произошло и какие факторы на это повлияли?

— Термины «офшор», «офшорная зона», «офшорная юрисдикция», «офшорный бизнес», «офшорный финансовый центр», «налоговая гавань», «налоговый рай», «налоговый оазис» впервые начали появляться в докладах международных организаций, (МВФ, ОЭСР, FATF) в конце 1990-х — начале 2000-х.

Мировые лидеры развитых стран под давлением профсоюзов и гражданского общества стали задумываться о том, как заставить транснациональные компании платить налоги там, где производится продукция, и там, где генерируются основные затраты на изготовленную единицу продукции.

Сегодня для многих правительств на повестке дня стоят как минимум два основных вопроса: как обеспечить защиту национальной экономической безопасности и как решить вопрос наполнения бюджета для выполнения предвыборных обещаний.

По всей видимости, это и послужило началом системной борьбы с таким явлением, как офшоры.

Отмечу, что с каждым годом процесс деофшоризации набирает обороты. В частности, страны Европейского Союза имплементируют директивы Европарламента, направленные на борьбу с отмыванием доходов и уклонением от уплаты налогов.

Одно из основных требований к финансовым институциям, банкам, юридическим компаниям и другим субъектам — вести реестр конечных бенефициаров, своих клиентов, и предоставлять такую информацию службам финансового мониторинга страны. Ввиду таких изменений в скором времени создание трастов, фондов и других структур с целью сокрытия конечного владельца будет терять свою актуальность и востребованность.

— Кто стал инициатором таких требований?

— В феврале 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утвердила отчет о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения, а в сентябре 2013 года страны «большой двадцатки» приняли План мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS), в котором определены 15 мероприятий в рамках трех основных направлений: внедрение согласованности национальных правил, влияющих на международную деятельность, усиление требования существующих международных стандартов сущности, а также улучшение прозрачности и уверенности.

— Есть ли конкретные примеры действия этих правил и ограничений?

— Безусловно есть. Так, например, с 1 февраля 2013 года в Швейцарии вступил в силу закон «О международной административной помощи по налоговым делам», который фактически означает конец знаменитой швейцарской банковской тайне.

Закон разрешает налоговым органам других стран направлять запросы швейцарским властям и получать информацию о банковских счетах иностранцев, пытавшихся избежать налогообложения в своей стране. С 2015 года Люксембург стал обмениваться информацией с другими странами ЕС о владельцах счетов, открытых в местных банках.

США приняли закон FATCA, имеющий влияние на весь мир. Закон обязывает иностранные банки передавать информацию о счетах американских граждан в налоговые органы США, а в случае сокрытия или непредоставления такой информации в отношении банка применяются жесточайшие санкции.

А вот, например, в Сингапуре сокрытие доходов от уплаты налогов считается преступлением. Такие санкции в этой стране действуют с 1 июля 2013 года.

— Вы упоминали о Плане BEPS. Какое влияние он окажет или уже оказывает на налоговую систему Украины?

— В начале 2016 года Президент подписал Указ «О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению прибыли за границу», планировалось принятие и других документов, касающихся деофшоризации.

В ноябре 2016 года министр финансов Украины Александр Данилюк передал Генеральному секретарю ОЭСР Хосе Анхель Гурриа Тревино официальное письмо о присоединении Украины к Плану BEPS. Такой шаг позволил нашей стране получить с 1 января 2017 года официальное членство в BEPS.

Отмечу, что Украина взяла на себя обязательства (хоть и не является членом ОЭСР) имплементировать минимальный пакет BEPS, который включает в себя четыре этапа. К ним, в частности, относятся: борьба с налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием специальных режимов налогообложения; избежание злоупотреблений при применении налоговых конвенций; раскрытие информации об использовании схем агрессивного налогового планирования; увеличение эффективности механизмов разрешения споров относительно применения договоров об избежании двойного налогообложения между странами.

В то же время присоединение Украины к многостороннему соглашению об обмене налоговой информацией позволит налоговым органам быстро получать информацию обо всех финансовых операциях за рубежом, а это, в свою очередь, должно положить начало предотвращению возможного уклонения от уплаты налогов.

— Ваша компания является одной из ведущих компаний в практике трансфертного ценообразования. Бытует мнение, что правила ТЦО в Украине не работают. С чем это связано?

— Нельзя сказать, что законодательство в сфере трансферного ценообразования  (ТЦО) у нас не работает, как раз наоборот, налоговые органы сейчас активно проводят проверки тех компаний, на которых распространяются правила трансфертного ценообразования.

Более того, я уверен, что трансфертное ценообразование станет отдельным инструментом в борьбе с офшорными схемами.

На мой взгляд, на данном этапе происходят лишь первые проверки и первые попытки осуществления жесткого контроля со стороны налоговых органов. Тем не менее собственники бизнеса еще не до конца осознали, насколько важно уделить этому вопросу должное внимание. Связано это, по моему мнению, с тем, что в соответствии с Налоговым кодексом Украины контроль и проверки по вопросам трансфертного ценообразования могут осуществляться на протяжении семи лет.

К слову, ежегодно мы проводим Международный форум по трансфертному ценообразованию. В этом году он состоится 23 мая. Отмечу, что  существенно обновлена программа с учетом последних тенденций и расширен состав спикеров.

— Соответствует ли украинское законодательство, регулирующее правила трансфертного ценообразования, мировым стандартам?

— Украинское законодательство в сфере трансфертного ценообразования применяется с сентября 2013 года. Поскольку его разработка осуществлялась на базе рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития и актуальных рабочих материалов по вопросам, которые ОЭСР планировала включить в План действий BEPS, можно сказать, что наше законодательство очень современное и в целом соответствует мировым стандартам. Так, например, нормы, устанавливающие особые правила контроля за ценами на товары, которые котируются на биржах, у нас были приняты еще в 2013 году, тогда как многие европейские государства только готовились к их введению. С 1 января 2017 года Украины присоединилась к Программе расширенного сотрудничества ОЭСР в части имплементации плана BEPS, поэтому наше законодательство в первую очередь ждут обновления в части порядка подготовки и подачи отчетности и документации по трансфертному ценообразованию, изменения в подходах к подтверждению стоимости внутригрупповых услуг с низкой добавленной стоимостью.

— Ежегодно в Налоговый кодекс вносятся изменения, многие из них касаются сферы ТЦО. Насколько стабильно украинское законодательство о трансфертном ценообразовании и что нового появилось за последнее время?

— Законодательство о ТЦО в целом довольно стабильно в части общих ключевых правил и регламентов, но все же, как любое новое законодательство, подвергается ежегодным изменениям. Основные изменения можно разделить на две группы: технические правки, вызванные необходимостью практики применения законодательства, и более значительные изменения, расширяющие сферу контроля. К техническим изменениям 2017 года можно отнести перенос сроков подачи отчетности с 1 мая на 1 октября, предоставление плательщикам налогов возможности провести до этого срока самостоятельные корректировки без штрафов, уточнение критериев усовершенствования процедур предварительного согласования ценообразования с Государственной фискальной службой Украины и пр. Все эти нормы довольно либеральны с точки зрения плательщиков налогов.

С другой стороны, государство расширяет сферы контроля за трансфертным ценообразованием. Так, с июля 2017 года в состав контролируемых включаются операции с нерезидентами определенных организационно-правовых форм, для которых не предусмотрена уплата корпоративного налога в их резиденциях, а с 2018 года у нас контролируются еще и операции между нерезидентами и их постоянными представительствами в Украине.

Источник: газета “Юридическая Практика”, №15 от 10 апреля 2018 года

Contact us

Send request