Results of the III International Forum “Transfer Pricing – 2017”

On May 25, 2017 the III International Forum “Transfer Pricing – 2017”, organized by International Legal Center EUCON and International Audit Union, was held in Kyiv. The Council of Independent Accountants and Auditors and Tax Advisors Association were the co-organizers of the event.

This year’s forum brought together about 130 participants and was called to discuss current issues and problems of transfer pricing. Speakers of the forum also addressed some practical issues and peculiarities of TP documentation.

The forum was opened by Yaroslav Romanchuk, managing partner of the International Legal Center EUCON, who said that the main purpose of the event was to create a communication platform that would serve not only as a tool for sharing experiences, thoughts and ideas, but also become a source for reporting the problems, which business faces daily, to the state authorities.

GEX_7453

During the first panel discussion, participants discussed the role of transfer pricing in deoffshorization of the Ukrainian economy and ways to improve state control over the transparency of pricing in foreign economic sector.

This panel discussion was attended by Yevgeniy Kapinus – Deputy Minister of Finance of Ukraine, Olena Makeeva – Vice-President of the “Council of Independent Accountants and Auditors”, Tetiana Korotka – Deputy business ombudsman, Mykhailo Sokolov – Deputy Chairman of the “Ukrainian Agrarian Council”, Yaroslav Romanchuk – attorney, managing partner of the International Legal Center EUCON, Larysa Vrublevska – auditor, partner, head of transfer pricing at the International legal center EUCON.

GEX_7851

Yevgeniy Kapinus, Deputy Minister of Finance of Ukraine, said in his speech that the Ministry of Finance is doing its best to make the tax system as transparent and understandable as possible, and that the main objective of the Ministry is to continue working closely with the public sector and businesses, as only cooperation can help to find appropriate solutions, make right decisions and create good conditions for development. Because the investment attractiveness of the country depends on its legislation.

Tetiana Korotka, Deputy Business Ombudsman, specified that the majority of complaints received by the business ombudsman were regarding the work of the State Fiscal Service of Ukraine. She also noted that several complaints were related to transfer pricing issues. “Therefore, it is necessary to control the process of implementing the BEPS plan in Ukraine, so that the interests of businesses were taken into account”, – emphasized Tetiana Korotka.

To summarize the panel discussion, partner and head of transfer pricing at the International Legal Center EUCON Larysa Vrublevska mentioned that the Ukrainian legislation in general meets the international standards, but still requires some technical amendments to be made.

Olena Makeeva, Vice President of the “Council of Independent Accountants and Auditors” spoke about the impact of global trends on the Ukrainian tax legislation and prospects of future changes, noting that Ukraine’s accession to the OECD will require implementation of certain BEPS plan steps.

More details on implementation of the BEPS plan in the context of transfer pricing and its impact on global tax legislation were presented by Ulvi Yusifov, member of the UN Committee of Experts on International Cooperation in Tax Matters. He mentioned that there are certain difficulties in finding comparable transactions and definition of intangible assets. It is likely that the administrative burden on taxpayers will increase as well as the number of disputes with tax authorities.

GEX_8090

Yevhen Kozlov, Advisor to the Minister of Finance of Ukraine, told about the major changes in transfer pricing legislation, which had been adopted since 01.01.2017, and informed about another regulation by the Cabinet of Ministers of Ukraine that was at that time under preparation and related to legal forms of companies, operations with which will be controlled.

The People’s Deputy Tetiana Ostrikova presented a report on extending the list of non-residents, operations with which will be controlled. “Expanding of the list of non-residents, operations with which will be controlled, will help us to avoid the misuse of “seemingly respectable jurisdictions”, as operations with major trading partners (Switzerland, UK) are currently out of control”, – said Tetiana Otsrikova.

GEX_8527

The second session of the forum was devoted to the results of 2016 and expectations for 2017 in the field of transfer pricing.

Mykola Mishyn, Head of Transfer Pricing Audits at the Department of Tax and Customs Audit at the State Fiscal Service of Ukraine, told about the results of previous reporting campaigns. “During the first reporting period 40 entities were fined UAH 9 mln. During the third period the amount of fines has increased 10 times. Seven of twelve audits were related to exporters of agricultural products. The average duration of inspections is 6 months”, – informed Mykola Mishyn. He also gave an example where a taxpayer after receiving a request for documentation increased his revenues by UAH 20 mln., and due to the reduced losses paid income tax of UAH 1.5 mln. and VAT of UAH 4.1 mln.

GEX_8235

Oleksandr Lepetiuk, Deputy Head of the the Large Taxpayers’ Office at the State Fiscal Service of Ukraine spoke about the procedure of prior approval of pricing in controlled transactions and possibilities of its improvement in Ukraine. According to Mr. Lepetiuk, agreements on coordination of pricing in controlled transactions will help to avoid disputes with tax authorities. The advantages of such an agreement are the following: elimination of uncertainties, minimization of risks of disputes, improvement of TP understanding by employees in certain sectors.

What should be considered when selecting the most appropriate financial indicator explained Zhanna Biloblovska, auditor of the International Audit Union. She named the main factors of selecting financial indicators: relevance of the indicator, need to consider it in terms of the nature of the controlled transaction, availability of complete and accurate information required for its calculation, degree of comparability between controlled and uncontrolled transactions.

GEX_8396

Yuriy Chebotar, tax consultant of the International Audit Union, described the selection criteria and search algorithm for comparable companies. “There is no search procedure for comparable companies in legislation. Therefore, we can apply recommendations from the UN and OECD Guidelines in the context of transfer pricing. The search is conducted in accordance with NACE in the registry in order to identify potentially comparable companies. Herewith the company’s losses can take place only in one period. In addition, a company must not be associated with other entities. It is recommended to exclude a company if an individual is a founder of several companies. Having identified the criteria, the next step is searching for comparable companies. A manual procedure involves checking information about them on the Internet (sites of companies, public registries, etc.)”, – explained Mr. Chebotar.

Analysis of judicial practice in the area of trandfer pricing was performed by an attorney, partner of the International Legal Center EUCON Yevhen Petrenko.

Together with the forum participants he discussed determining positions of the courts when considering the most common categories of disputes with the State Fiscal Service authorities.

There’s an important claim from a taxpayer to the Cabinet of Ministers regarding improper inclusion of Switzerland to the list of low-tax jurisdictions. The country sent a protest note to the Ministry of Foreign Affairs, noting that it does not meet the criteria of Article 39 of the Tax Code of Ukraine. Later, Switzerland was excluded from the list, but the reporting obligations that arose earlier remained in force for Ukrainian companies. “Prosecution of a taxpayer by reason of authorities’ mistake is unacceptable”, – stressed the lawyer.

GEX_8641

The last session of the forum was devoted to practical issues and transfer pricing documentation. Larysa Vrublevska, partner, auditor, Head of transfer pricing at the International Legal Center EUCON and Yuriy Chebotar, tax consultant of the International Audit Union, provided practical examples of price justification procedure in transactions of purchasing goods from a non-resident.

Summing up the session, Larysa Vrublevska noted that the example explained should not be taken as a universal basis for all transactions of that type.  Each case has its peculiarities and must be analyzed carefully.

GEX_8786

Among other speakers there was Grygoriy Sytenko, Legal Affair Group Leader at BASF Ltd., and Mykola Khomenko, Chief Taxes and Fees Adviser at Cargill Ukraine.

In the closing of the forum, Yaroslav Romanchuk thanked all speakers and participants and emphasized that the next forum on transfer pricing will be held in spring 2018.

Video report from the forum by Channel 5

Photos from Forum can be found here

Programme

Media reports about the forum: 

Yuridicheckaya Praktika weekly: 1st Report, 2nd Report, 3rd Report4th report5th report,  6 report; 7 report; 8 report; 9 report; 10 report; 11 report; 12 report.

Partnership

Awards

Итоги III Международного форума «Трансфертное ценообразование — 2017»

25 мая 2017 в Киеве прошел III Международный форум Трансфертное ценообразование – 2017, организованный Международным правовым центром «EUCON» и Международным аудиторским союзом. Соорганизаторами мероприятия выступили Совет независимых бухгалтеров и аудиторов и Ассоциация налоговых советников.

В этом году форум собрал около 130 участников и был призван обсудить проблемные и актуальные вопросы трансфертного ценообразования. Кроме того, спикеры форума остановились на практических вопросах и документации по ТЦ.

Открывая форум, Ярослав Романчук, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, отметил, что основная цель мероприятия — создать коммуникационную площадку, которая служила бы не только платформой для обмена опытом, мнениями и идеями, но и стала источником для донесения проблем, с которыми ежедневно сталкивается бизнес, к представителям государственных органов власти.

GEX_7453

В рамках первой панельной дискуссии участники обсудили роль трансфертного ценообразования в деофшоризации украинской экономики и пути повышения эффективности контроля государства за прозрачностью ценообразования во внешнеэкономической сфере.

В ней приняли участие Евгений Капинус — заместитель Министра финансов Украины, Елена Макеева — вице-президент «Совета независимых бухгалтеров и аудиторов», Татьяна Короткая — заместитель бизнес-омбудсмена, Михаил Соколов — заместитель председателя «Всеукраинской Аграрной Рады», Ярослав Романчук — адвокат, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, Лариса Врублевская — аудитор, партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования Международного правового центра EUCON.

GEX_7851

В своем выступлении Евгений Капинус, заместитель Министра финансов Украины, отметил, что Министерство финансов прилагает все возможные усилия, чтоб сделать налоговую систему прозрачной и понятной, а основная цель Министерства — продолжить тесное сотрудничество с общественностью и бизнесом.

Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена, обратила внимание, что большинство жалоб, поступающих бизнес-омбудсмену, касаются работы ГФС Украины, отметив также, что было несколько жалоб связанных и с ТЦ. «Поэтому возникает необходимость контролировать процесс имплементации плана BEPS в Украине, чтобы интересы бизнеса обязательно были учтены», — отметила Татьяна Короткая.

Резюмируя панельную дискуссию, Лариса Врублевская, аудитор, партнер, руководитель практики МПЦ EUCON, заметила, что украинское законодательство в целом соответствует мировым стандартам, но требует технических правок.

О влиянии мировых тенденций на украинское налоговое законодательство и перспективы изменений рассказала Елена Макеева, вице-президент «Совета независимых бухгалтеров и аудиторов», отметив, что для вступления Украины в ОЭСР необходимо выполнить обязательные шаги плана BEPS.

Об имплементации плана BEPS в части ТЦ и его влиянии на мировое налоговое законодательство рассказал Ульви Юсифов, член Комитета экспертов ООН по международному сотрудничеству в налоговых вопросах. Он отметил, что существуют сложности с поиском сопоставимых операций и определением нематериальных активов. Скорее всего, административное бремя на плательщиков возрастет, как и количество споров с налоговыми органами.

GEX_8090

Евгений Козлов, советник Министра финансов Украины, осветил основные изменения в законодательстве ТЦ, которые были принять с 01.01.2017, проинформировав, что на данный момент готовится принятие постановления КМУ об организационно-правовых формах компаний, операции с которыми будут контролируемыми.

Народный депутат Татьяна Острикова выступила с докладом о расширении перечня нерезидентов, операции с которыми будут контролироваться. «Расширение перечня нерезидентов, операции с которыми будут контролироваться, позволит избежать злоупотребления при использовании «на первый взгляд респектабельных юрисдикций», поскольку операции с крупнейшими торговыми партнерами (Швейцария, Великобритания) в данный момент находятся вне контроля», — отметила Татьяна Острикова.

GEX_8527

Вторая сессия форума была посвящена итогам 2016 и ожиданиям 2017 года в сфере ТЦ.

Начальник отдела проверок трансфертного ценообразования Департамента налогового и таможенного аудита ГФС Украины Николай Мишин остановился на итогах предыдущих отчетных кампаний. «Если за первый отчетный период были оштрафованы 40 субъектов на 9 млн. грн., то за третий сумма штрафов возросла в 10 раз. С 12 завершенных проверок семь касаются экспортеров сельхозпродукции. Средний срок проверок — 6 месяцев», — проинформировал Николай Мишин. Также Николай Мишин привел пример, когда налогоплательщик после получения запроса на документацию самостоятельно увеличил доход на 20 млн. грн., с учетом уменьшенных убытков уплатил налог на прибыль — 1,5 грн. и НДС — 4,1 грн.

GEX_8235

О процедуре предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях и возможности ее совершенствования в Украине рассказал Александр Лепетюк, заместитель начальника Офиса крупных налогоплательщиков ГФС Украины. По мнению Александра Лепетюка предотвратить споры с налоговым органом смогут соглашения о согласовании ценообразования в контролируемых операциях. К плюсам такого соглашения он отнес следующее: устранение неопределенности, минимизация рисков возникновения споров, повышение понимания сотрудниками ценообразования в определенных отраслях.

Что необходимо учитывать при выборе наиболее подходящего финансового показателя рассказала Жанна Билобловская, аудитор Международного аудиторского союза, назвав составляющие выбора финансового показателя: уместность показателя, необходимость рассмотреть его с точки зрения характера контролируемой операции, наличие полной и достоверной информации, необходимой для его расчета, степень сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями.

GEX_8396

В свою очередь Юрий Чеботарь, налоговый консультант Международного аудиторского союза, рассказал о критериях отбора сопоставимых юридических лиц и алгоритм поиска сопоставимых компаний. «В законодательстве отсутствует процедура поиска сопоставимых юридических лиц для ТЦ, поэтому можно обратиться к рекомендациям ОЭСР и Руководству ООН. Поиск проводится по КВЭДам в реестре для выявления потенциально сопоставимых компаний. При этом в компании убытки могут быть только в одном периоде. Кроме того, компания не должна быть связана с другими юридическими лицами. Рекомендуется исключить компании в случае, когда одно физлицо является основателем нескольких компаний. После утверждения критериев проводится поиск компаний. Затем в ручном порядке проводится проверка информации о них в Интернете (сайты компаний, государственные реестры, публикации и т.д.)», — отмечает Юрий Чеботарь.

Анализ судебной практики и актуальные тенденции в этой сфере представил адвокат, партнер Международного правового центра EUCON, Евгений Петренко.

Совместно с участниками форума спикер обсудил определяющие позиции судов при рассмотрении наиболее распространенных категорий споров с органами ГФС, среди которых, споры об отнесении операций резидента к категории контролируемых и обжалования приказа о проведении проверки по вопросам трансфертного ценообразования и ответственность за непредставление/несвоевременное представление отчетности по контролируемым операциям.

Важным для формирования судебной практики является дело по иску к КМУ налогоплательщика, касательно отнесения Швейцарии к низконалоговым юрисдикциям. Данная страна направила МИД ноту протеста, указав, что она не соответствует критериям статьи 39 Налогового кодекса Украины. Позже Швейцария была исключена из списка КМУ, однако обязательства по отчетности, возникшие ранее, для украинских компаний оставались в силе. «Мы считаем недопустимым привлечение к ответственности плательщика за ошибки органов власти», — отметил адвокат.

GEX_8641

Последняя сессия форума была посвящена практическим вопросам и документации по ТЦ. Лариса Врублевская, партнер, аудитор, руководитель практики трансфертного ценообразования МПЦ EUCON и Юрий Чеботарь, налоговый консультант Международного аудиторского союза, на практическом примере рассказали, как можно обосновать уровень цен в операциях приобретения товара у нерезидента.

Подводя итог, Лариса Врублевская отметила, что не нужно использовать данный пример как рецепт для подобного типа операций, его можно использовать только как метод анализа контролируемой операции в целом.

GEX_8786

Также среди спикеров форума были Григорий Ситенко — руководитель Группы по юридическим вопросам Кластера стран Восточной Европы BASF и Николай Хоменко — главный консультант по налогам и сборам Cargill Ukraine.

Закрывая форум, Ярослав Романчук поблагодарил всех спикеров и участников и отметил, что следующий форум, посвященный тематике трансфертного ценообразования, состоится весной 2018 года.

Видеорепортаж 5 канала с форума:

Фото с форума можно посмотреть здесь

Программа

Репортажи о форуме в СМИ:

Газета «Юридическая практика»: 1-й репортаж2-й репортаж3-й репортаж4-й репортаж5-й репортаж6-й репортаж7-й репортаж8-й репортаж9-й репортаж 10-й репортаж11-й репортаж12-й репортаж.

Партнерство

Награды