Трансфертное ценообразование 2017 — совершенствование под флагом либерализации

С 1 января 2017 года украинское налоговое законодательство, регулирующее сферу трансфертного ценообразования претерпело изменений, которые в целом можно оценить, как либеральные и осуществлены с учетом интересов налогоплательщиков.

Краткий перечень изменений.

Увеличение стоимостного критерия признания операций контролируемыми

Это наверное самая ожидаемая бизнесом норма. Подготовка отчетов по контролируемым операциям и документаций для многих небольших предприятий, объемы деятельности которых находились в пределах критерия признания операций контролируемыми, была довольно обременительной. Теперь трансфертное ценообразование прерогатива налогоплательщиков с более существенными объемами доходов.

Критерий годового дохода увеличен до 150 млн. грн. (Раньше было 50 млн. грн.)

Объем операций с одним контрагентом увеличен до 10 млн. грн. (Ранее было 5 млн. грн.).

Комментарий: отсутствие контролируемых операций тем не менее не означает отсутствие внимания контролеров и к целому ряду неконтролируемых операций. Так, например, плательщики налога на прибыль с годовым объемом дохода от 20 млн. грн. обязаны увеличивать путем корректировки финансовый результат до налогообложения на 30% стоимости товаров, работ (услуг) приобретенных у нерезидентов, зарегистрированных в государствах из перечня утвержденного КМУ. Увеличение финансового результата, подлежащего налогообложению осуществляется также и в случае начисления расходов в виде роялти в пользу нерезидентов. И избежать корректировки не представляется возможным лишь в том случае, если компания подготовит обоснование уровня цены по правилам трансфертного ценообразования. То есть, или увеличивай базу налогообложения или доводи уровень расходов в документации.

О расширении перечня видов контролируемых операций

Контролируемыми теперь могут признаваться внешнеэкономические хозяйственные операции не только по продаже, но и по приобретению товаров и / или услуг, осуществленные через комиссионера-нерезидента.

Контролируемыми могут признаваться также хозяйственные операции, осуществленные с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в т.ч. с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и могут не быть налоговыми резидентами страны, в которой они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) будет включать в первую очередь британские LLP компании.

Действующий перечень государств (территорий) низконалоговых юрисдикций и государств, с которыми Украина не заключила договоры с положениями об обмене информацией, должен быть дополнен перечнем государств, с которыми такие договоры заключены, однако компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой информацией по запросам налоговиков. Если в текущем году любое государство (территорию) включат в указанный перечень КМУ, операции с контрагентами, зарегистрированными в таком государстве (на территории), можно считать контролируемыми с 1 января следующего календарного года.

Относительно контролируемых операций, осуществляемых на основании форвардного или фьючерсного контракта.

В случае осуществления контролируемых операций на основании форвардного или фьючерсного контракта сравнения цен осуществляется на основании информации о форвардных или фьючерсных ценах на дату, ближайшую к дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта.

Если контролируемая операция касается экспорта  и/или импорта биржевых товаров, которые осуществляются на основании форвардных или фьючерсных контрактов, то для обоснования соответствия условий таких операций принципу «вытянутой руки» диапазон цен рассчитывается на основании биржевых котировок данного товара за декаду, что предшествует дате заключения соответствующего контракта.

В то же время такая возможность предоставляется плательщикам при условии уведомления ГФС Украины о заключении такого контракта в течение 10 рабочих дней со дня его заключения.

 О методах ТЦО

Уточнено, какие показатели рентабельности должны анализироваться в рамках того или иного метода ТЦО. Метод цены перепродажи предусматривает расчет валовой рентабельности контролируемой операции, а метод «затраты плюс» — валовой рентабельности себестоимости. Для метода чистой прибыли уточнено возможность использования не только показателей рентабельности, которые основанные на показателе чистой прибыли, а также и показателя операционных расходов.

Контролирующие органы для установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» обязаны применять тот метод ТЦО, который указан в договоре о предварительном согласовании ценообразования.

Относительно сопоставимых юридических лиц и диапазона цен (рентабельности)

В случае отсутствия или недостаточности информации об отдельных сопоставимых операциях для определения показателей рентабельности может использоваться финансовая информация юридических лиц, осуществляющих деятельность, сопоставимую с контролируемой операцией, при условии наличия информации о том, что указанные лица не осуществляют сопоставимые операции со связанными лицами.

В то же время устанавливается ряд условий и ограничений относительно сопоставимого юридического лица:

  • осуществляет сопоставимую деятельность в пределах контролируемой операции и сопоставимые функции, связанные с такой деятельностью (с учетом КВЭД и международных классификаторов);
  • не имеет убытков (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности) более чем в одном отчетном периоде из тех, информация которых используется для сравнительного анализа;
  • не обладает прямо и/или косвенно более 20% корпоративных прав другого юридического лица или не имеет как участника (акционера) юридическое лицо с долей прямого (побочного) участия более 20%.

Закреплено право налогоплательщиков рассчитывать диапазон рентабельности на основании информации о сопоставимые юридические лица не только за отчетный период, в котором осуществлено контролируемую операцию, но и за несколько предыдущих лет. В данном случае для каждой сопоставимой компании рассчитывается средневзвешенное значение показателя рентабельности, порядок расчета которого определить КМУ.

Относительно источников информации.

Перечень источников информации расширен, а именно: налогоплательщики могут обращаться к любым источникам информации, при условии, что информацию с них получено по соблюдению требований законодательства и налогоплательщик предоставит такую информацию контролирующему органу. Также к информационным источникам привлекли информацию, полученную контролирующим органом в рамках, заключенных Украиной международных соглашений.

Относительно корректировки налоговых обязательств по контролируемым операциям.

Налогоплательщикам разрешено осуществлять самостоятельное корректировки цены в случае, когда условия контролируемой операции не соответствуют принципу «вытянутой руки», из расчета максимального или минимального значения диапазона цен (рентабельности). В то же время, указанную корректировку невозможно будет осуществить при проведении проверки соответствующих контролируемых операций.

Налогоплательщики получили право осуществлять корректировку своих налоговых обязательств по результатам корректировки налоговых обязательств другой стороны контролируемой сделки в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Украины об избежание двойного налогообложения.

Относительно предельного срока представления отчета о контролируемых операции

Предельный срок представления отчета о контролируемых операции перенесено с 1 мая на 1 октября года, следующего за отчетным. Предусмотрена возможность исправлять ошибки путем направления в контролирующий орган нового или уточняющего отчета.

Комментарий: к сожалению, не обошлось без недостатков. Законодатели, изменяя сроки представления отчета не внесли изменений в смежные нормы. Запрос на предоставление документации по трансфертному ценообразованию может быть отправлен после 1 мая года, следующего за годом, в котором были осуществлены контролируемые операции, до конечного срока представления отчета. Кроме того, осуществить самостоятельное корректировки налоговых обязательств и уточнить декларацию по налогу на прибыль без проведения штрафа в 3% можно только до 1 мая, а не до 1 октября, что было бы логичным.

Относительно содержания документации по ТЦО

Значительно расширено содержание документации, которую налогоплательщики должны составлять и сохранять за каждый отчетный период. Соответствующая норма дополнена требованиями о предоставлении информации об организационной структуре компании, лиц, которым подается управленческая отчетность, лиц, корпоративными правами которых владеет налогоплательщик и др.

О штрафных санкциях

Наконец разграничены санкции за непредставление и несвоевременное представление отчета о контролируемых операции и документации. Штраф за несвоевременное представление теперь дифференцировано в зависимости от количества дней задержки.

Непредставление отчета о контролируемых операциях 300 размеров ПМ (на 1 января) (дополнительно — в случае непредставления отчета в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем уплаты штрафа — 5 размеров ПМ (на 1 января) за каждый календарный день)
Несвоевременное представление отчета о контролируемых операциях 1 размер ПМ (на 1 января) за каждый календарный день несвоевременного представления, но не более 300 размеров ПМ
Незадекларированные контролируемые операции 1% от суммы незадекларированных контролируемых операций, но не более 300 размеров ПМ (на 1 января) за все незадекларированные контролируемые операции
Несвоевременное декларирование контролируемых операций 1 размер ПМ (на 1 января) за каждый календарный день несвоевременного декларирования в случае представления уточняющего отчета, но не более 300 размеров ПМ
Непредставление документации по трансфертному ценообразованию 3% суммы контролируемых операций, по которым не было подано документация, но не более 200 размеров ПМ (на 1 января) за все операции в отчетном году (дополнительно — в случае непредставления документации в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем уплаты штрафа — 5 размеров ПМ (на 1 января) за каждый календарный день)
Несвоевременное представление документации по трансфертному ценообразованию 2 размера ПМ (на 1 января) за каждый календарный день несвоевременного представления, но не более 200 размеров ПМ (на 1 января)

Источник:Ukrainian Law Firms 2017

Партнерство

Награды