Трансфертное ценообразование 2015 : адаптация к изменениям

Действующая система регулирования трансфертного ценообразования в Украине продолжает совершенствоваться. Очередные изменения  налогового законодательства, внесенные Законом от 15.07.2015 г. № 609-VIII вступили в  действие с 13 августа  2015 года. В целом, с помощью вышеуказанного закона решено несколько задач: устранение недочетов предыдущей редакции ст.39 НКУ (законодатель, например, вернул перечень финансовых  показателей, необходимых для расчета уровня рентабельности) и изложение в новой редакции некоторых основных норм, в том числе регулирующих и само определение контролируемых операций.  Изменения в общем можно квалифицировать как достаточно либеральные по отношению к  плательщикам налогов, хотя без фискальных нюансов,  таких как троекратное  повышение штрафа за неподачу  отчетности, тоже не обошлось.

Итак, рассмотрим, как с учетом новых правил будут  изложены основные регулирующие нормы.

Какие  операции признаются контролируемыми в 2015 году.

  1. Хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения налогом на прибыль плательщика налогов

— со связанными лицами нерезидентами;

— с резидентами государств, входящих в Перечень, утвержденный КМУ 14.05.2015 года №449-р (государства имеющие ставку корпоративного налога на 5 % ниже чем в Украине и не подписавшие с Украиной договоров, содержащих положения об обмене  информацией);

  1. Внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров — нерезидентов;

3.Хозяйственные операции со связанными  лицами — нерезидентами  с привлечением независимых посредников, которые в такой цепочке операций не выполняют существенных функций, не несут существенных рисков и не используют активы.

Все вышеперечисленные операции будут признаны контролируемыми при условии достижения стоимостного критерия, который содержит  следующие два условия:

— годовой  объем дохода налогоплательщика от  всех видов деятельности, опеределенный по правилам бухгалтерского учета  превышает 50 млн гривен (за вычетом непрямых налогов);

— объем хозяйственных  операций налогоплательщика с каждым контрагентом превышает 5 млн гривен (за вычетом непрямых налогов) за отчетный год.

Напомню, что с 01 января 2015 года исключены из состава контролируемых операции между резидентами Украины.  Неточность трактовки, которая была допущена ранее при определении в составе контролируемых цепочек операций между связанными лицами с привлечением независимых посредников,  устранена. Теперь четко определено, что основная операция – это операция со связанным лицом – нерезидентом.

Также сделано важное уточнение о том,  что годовой объем дохода налогоплательщика для целей проверки выполнения стоимостного критерия определяется по правилам бухгалтерского учета.  Это вполне логично с учетом новой редакции III раздела НКУ и  мер принятых законодателем по сближению налогового и бухгалтерского учета. Кроме этого, по  новым правилам, при подсчете общего объема годового дохода налогоплательщика и годового объема операций с каждым контрагентом теперь нужно будет вычитать не только НДС, но и акциз.

Отчетность и документация .

Отчетный период —  календарный год. Отчет по контролируемым операциям подается   до 01 мая года следующего за отчетным.

Документация по контролируемым операциям это документ, составленный в произвольной форме, но обязательно содержащий необходимый объем информации о  сторонах договора, конкретной хозяйственной операции а также экономическое обоснование  цены договора.  Подается документация в ответ на запрос контролирующего органа в месячный срок. Также важным является то, что с 1 января 2015 года подготовка и хранение документации по контролируемым операциям  это  обязанность налогоплательщика.

Формирование отчета и документации по хозяйственным операциям  совершенным в 2015 году осуществляется с учетом новых правил. Документация за 2013-2014 годы готовится согласно требованиям редакции ст.39 НКУ, действующей до 01.01.2015 года.

Как установить соответствует ли цена в контролируемой операции принципу «вытянутой руки»?

Обоснование уровня цены проводится при помощи базовых пяти методов ценообразования предлагаемых Налоговым Кодексом. Выбор наиболее целесообразного метода для каждого вида операций зависит от наличия достоверной информации о сопоставимых сделках, результатов функционального анализа операций, степени сопоставимости и возможности проведения корректировки условий.

  1. Метод сравнительной неконтролируемой цены.

Этот метод является приоритетным по отношению к остальным и заключается в сравнении цены контролируемой операции с ценой в сопоставимых сделках.     С помощью этого метода можно получить наиболее точный результат, а его особенностью является повышенные требования к сопоставимости характеристик товаров  (работ, услуг). Наиболее применим он для товарных позиций  по которым существует активный рынок.

  1. Метод цены перепродажи.

Метод может применить покупатель в операции и заключается он в сравнении маржи цены перепродажи контролируемой операции с маржой в сопоставимой сделке. Для применения метода достаточно сложно найти внешние сопоставимые операции, поскольку информация конкурентов не находится в открытом доступе, а попросту говоря скрывается. Однако при наличии собственных сопоставимых операций применить метод вполне реально. По своей сути этот метод наиболее целесообразен в применении для дистрибьюторов.

  1. Метод «расходы плюс».

Этот метод заключается в сравнении валовой рентабельности себестоимости поставщика в контролируемой операции с рентабельностью себестоимости в сопоставимых сделках. Метод чаще имеют возможность  применить производители товаров (услуг).

  1. Метод чистой прибыли.

В случае применения этого метода рассчитывается показатель отражающий соотношение чистой прибыли операции к соответствующей базе (общая сума продажи, расходы, активы). Выбор базы для расчета зависит от степени влияния показателя на результат операции. Например, рентабельность активов целесообразно считать для фондоемкого производства.

  1. Метод распределения прибыли.

Этот метод подразумевает изучение распределения совокупной прибыли операции в соответствии с существенностью вклада каждой из сторон сделки. Весомость  вклада в результат определяет размер вознаграждения соответствующей стороны.

Если порядок применения базовых пяти методов ценообразования в 2015 году существенно не изменился, то метод определения цены в операциях импорта/экспорта товаров, котирующихся на биржах, претерпел изменения.

Теперь цена в таких операциях определяется не по специальным правилам, предусматривающим пятипроцентный коридор от биржевых котировок, а при помощи метода сравнительной неконтролируемой цены. Для этого используется диапазон цен, который рассчитывается в соответствии с порядком,  установленным КМУ на основании биржевых котировок определенного товара за декаду, которая предшествует дате проведения операции. Перечень биржевых товаров и список мировых бирж, котировки которых можно использовать должен установить КМУ. Эти нормативные  документы на текущую дату отсутствуют, что серьезно осложняет налогоплательщикам работу.

Где можно получить информацию о сопоставимых операциях для дальнейшего анализа?

Источниками информации могут быть любые общедоступные информационные источники, а также собственные неконтролируемые операции с несвязанными лицами плательщика налогов либо его контрагента.

С 01 января 2015 года отменена приоритетность официальных источников информации.

Налоговый контроль за соблюдением правил трансфертного ценообразования.

Основные мероприятия в рамках  контроля :

— мониторинг и анализ отчетности и документации, других информационных источников оп ценам;

— проверки плательщиков налогов.

Изменены основания для проведения проверок контролируемых операций. Количество их уменьшено до трех, так как исключены дискуссионные нормы, в частности о  том, что основанием для проведения проверки может быть даже  подача отчета о контролируемых операциях. Теперь основаниями для проверки могут быть :

— направление контролирующим органом уведомления об обнаруженных контролируемых операциях;

— результаты мониторинга операций, указывающие на несоответствие условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;

— неподача плательщиком налогов (подача с нарушениями) отчета либо документации.

Ответственность за несоблюдение норм законодательства:

— 300 размеров минимальных заработных плат — в случае неподачи (несвоевременной подачи)  отчета;

— 1 процент суммы контролируемых операций, не задекларированных  в отчете, но не более 300 размеров минимальных заработных плат;

— 3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация (не более 200 минимальных заработных плат).

Штраф за неподачу отчетности увеличен существенно до 365400 грн., ведь ранее за это нарушение  он составлял 100 минимальных заработных плат, соответственно 121800 грн.  В то же время за не декларирование в отчете отдельных операций штраф снижен до 1 % от суммы таких операций, хотя ранее составлял 5% без ограничения.

 

В целом, несмотря на некоторые изменения норм, регулирующих трансфертное ценообразование,  глобальными новации все же   не назовешь,  но для многих налогоплательщиков  законодательство о трансфертном ценообразовании по прежнему остается крайне сложным. Причины кроются не только в проблемах связанных с применением норм на практике и  недостаточностью опыта, но также и в отсутствии в компаниях специалистов должной квалификации. Ведь трансфертное ценообразование заключается  не только в обосновании уровня контрактных цен, оно требует серьезного изучения деятельности компании в целом. Цель такого анализа — своевременное устранение налоговых рисков. В  рамках анализа  необходимо исследовать многие составляющие: структуру собственности, основные бизнес процессы, хозяйственные взаимосвязи, распределение активов в рамках группы компаний, распределение функций и рисков. Полученная аналитика позволит внести корректировки в бизнес-модель, которые чаще всего заключаются в изменении структуры/цепочки договорных отношений  либо повлиять на механизмы формирования и последующего обоснования цены.

В связи с этим теперь первоочередная задача для плательщиков налогов   – устранение налоговых рисков и подтверждение того, что компания придерживается принципа  рыночного ценообразования.

Какие мероприятия  мы всегда рекомендуем  провести для избежания рисков трансфертного ценообразования:

— Критическая оценка модели осуществления хозяйственной деятельности;

— Разработка  основных процедур контроля за уровнем цен;

— Создание центра компентенции либо распределение сфер ответственности внутри компании;

— Утверждение внутреннего Регламента (Политики) ТЦО;

— Четкая политика формирования цены;

— Постоянный мониторинг уровня договорных цен;

— Доработка программного обеспечения;

—  Своевременная подготовка пакета документов для документации.

Безусловно, не все гладко, и на текущий момент существуют  проблемы, с которыми мы как активно практикующие специалисты хорошо знакомы. В качестве главной из них можно отметить  недостаток открытых и доступных источников получения информации о сопоставимых операциях.

В 2013 – 2014 годах законодательно была закреплена приоритетность официальных источников информации, информацию в которых необходимо было проверять в первую очередь. Но эти источники  содержат  данные по ограниченному количеству товарных позиций, вообще в них нет информации по работам и услугам. В такой ситуации  единственно реальным и доступным источником можно назвать собственные операции плательщика налогов с несвязанными контрагентами. Часто при подготовке документации по контролируемым операциям именно наличие у плательщика налогов сопоставимых операций с несвязанными контрагентами дает возможность подтвердить уровень цен. Поэтому мы всегда обращаем внимание своих клиентов на собственные операции.

Следующей проблемой считаю недостаток внутренних специалистов во многих компаниях, которые бы могли взять на себя контроль   трансфертного  ценообразования и своевременно осуществлять все необходимые процедуры. Как правило, мы видим, что если  документация готовится (самостоятельно либо принимается решение обратиться к  внешнему специалисту), то это происходит  после подачи отчетности, а это значит, что уровень цен проверяется со значительным опозданием и в случае невозможности подтверждения цены плательщик налогов вынужден либо править отчетность и доначислять обязательства либо ожидать пока налоговые органы доначислят налоги в рамках проведения проверки.   Например, в отчетности, которая подается до 01 мая необходимо указывать метод ценообразования, источник получения информации о сопоставимых операциях, цену, которая отвечает диапазону рыночных цен, что подразумевает проведение экономического анализа операций.  Ну а практика показывает, что часто плательщик налогов, заполняя отчетность, указывает эту информацию руководствуясь простой интуицией, а потом в ходе проведения экономического анализа выясняется, что при помощи указанного в отчете метода цену подтвердить невозможно.

Последний год нашей работы в сфере трансфертного ценообразования показывает, что для многих компаний достаточно эффективным решением является  возложение функции контроля за соблюдением норм трансфертного ценообразования на внешнего консультанта.  EUCON, например,  в своей пратике трансфертного ценообразования имеет опытных аудиторов, экспертов- оценщиков,  адвокатов. Создать такое подразделение внутри компании не у всех получится, поскольку это лишние затраты на подготовку и обучение специалистов  а также на их содержание. Поэтому многие наши клиенты видят решение проблемы именно в подключении специально обученных  внешних специалистов. В рамках договорных отношений, мы, как правило, помогаем организовать мониторинг цен внутри компании, готовим либо рецензируем перед подачей  отчет по контролируемым операциям и  готовим полный комплект документации  с обоснование уровня цен. Также мы берем на себя общение с контролирующим органом по любым вопросам, связанным с трансфертным ценообразованием  и  сопровождаем проверки. Полный комплекс предоставляемых нами услуг дает возможность  руководителям бухгалтерских и финансовых служб заниматься своей обычной работой, которой и так у них предостаточно.

Лариса Врублевская — аудитор, партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования Международного правового центра EUCON

Источник: журнал  The Ukrainian Journal of Business Law, сентябрь 2015, http://www.ujbl.info/article.php?id=662

Партнерство

Награды